Лагерь  

   

Хатха йога  

   

А, еще!  

   

Випассана - видение как есть


Люди делают все возможное, чтобы избавиться от страданий, мучений, наслаждаться изобилием пищи и вещей. Эти усилия, в основном, направлены на достижение материального благополучия. Однако, если вы задумаетесь, радостное и счастливое состояние человека, в конечном счете, зависит не от того сколько у него машин или квартир. Состояние человека зависит от состояния его ума.Випассана. Медитация.

Посмотрите на нашу бесконечную погоню за пищей, очень невысокого качества а, зачастую даже вредную, за одеждой, за жильем. Посмотрите на технические достижения, на развитие связи и т.д. Но, все это, в основном, связано с заботой о физическом теле. Это, конечно, нужно но, это не может облегчить страдания и устранить проблемы: старость и болезни, семейные проблемы, нехватка денег, неудовлетворенные потребности и желания. Все эти страдания и проблемы нельзя устранить с помощью материальных средств, они могут быть преодолены только тренировкой и развитием ума.

Каков же правильный путь уравновешивания и очищения ума. В "Маха Сатипаттхана сутте", известном трактате Будды, произнесенном больше двух с половиной тысяч лет тому назад, Будда сказал:

"Существует однонаправленный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения ниббаны, это четыре основы осознанности".

(1) созерцание тела;

(2) созерцание чувств;

(3) созерцание ума;

(4) созерцание объектов ума.


Випассана – видение – как есть

Задумывались ли вы когда-нибудь о своем теле? Нет, не о том, как вы выглядите в общем, не о своем внешнем виде, а о том,  какие у вас ноги – пятки, колени, пальцы на ногах, что делает ваша правая рука в настоящий момент, где находится ваш большой палец левой руки? Наверняка нет.

Следующие, нижеописанные практики, помогут вам научиться пребывать в настоящем, в данной конкретной точке времени, путем осознания своих ощущений, своего тела.

Упражнение «вижу-вижу» состоит в том, чтобы отслеживать и наблюдать элемент каждого акта видения, то есть вы посмотрели в окно – пошло отслеживание самого акта «смотрю в окно»

Можно отслеживать наблюдаемый объект, сознание самого акта смотрения, можно осознать сам глаз как основу видения, как «место, из которого я смотрю». Цель будет достигнута, если будет отслежен любой из этих трех элементов.

«Слышу-слышу» То же самое, что и в случае с видением, но в этом случае мы имеем только два отдельных элемента, материю и психику. Слышание возникает на основе уха. Само ухо и звук, который мы слышим являются материальными, однако чувство слуха – элемент психики. Следовательно, в упражнении «слышу-слышу» можно осознавать как само ухо или звук, так и само слышание.

То же самое можно применить к  любому акту обоняния: мы отслеживаем сам процесс обоняния, либо нос, который является материальным предметом при помощи которого мы чувствуем запахи. В ходе различения вкуса мы имеем язык и сам вкус.

Отслеживание ощущения осязания тела.

Как мы знаем все наше тело  - это материя. А в самом теле существует некая разновидность материи «чувствительность тела» (кая-пасада), которая воспринимает все осязания. Всякое прикосновение, неприятное или приятное имеет контакт с чувствительностью тела. В следствии такого контакта, возникает сознание тела (кая-винняна). Сознание тела осознает любое прикосновение. Итак, в каждый момент осязания мы имеем два элемента материи – чувствительность тела и осязаемый предмет, – и один элемент психики – знание осязания.

Здесь применяется практика "осязание, осязание". Однако, это можно применить к обычной форме ощущения осязания. В случае болезненных, неприятных ощущений, например при наличии усталости в теле или отдельных частях тела, чувстве боли, холода, и т. д. нужно отслеживать как "чувство усталости", "чувство боли", "чувство холода". Не нужно отслеживать «приятно – неприятно»

Осознание последовательности движений

Помимо множества ощущений – приятных и не очень, во всем нашем теле - руках, ногах, и т.д, при каждом акте движения - сгибания, наклоне, повороте головы или наклоне шеи, возникают ощущения осязания. Вы задумывались когда - нибудь, что первично, само движение или приказ психики на это движение? Запоминайте – первична психика, именно она подает сигналы двигаться вашим рукам и ногам, наклоняться или сгибаться пояснице. возникают последовательные материальные акты движения, вытягивания, сгибания и т. д.

Все акты движения осуществляет психика. После приказа психики, возникает некая последовательность движений рук или ног. Наша задача научиться отслеживать эти движения в реальном времени, делать, так сказать, «синхронный перевод». Сначала, конечно, отслеживание представляет собой, практически нереальную задачу. Вы постоянно будете забывать о поставленной задаче отслеживания движения.

При каждом акте движения рукой, ногой или другой частью туловища, старайтесь отслеживать начало, процесс и конец действия. Причем, это касается не только материальных движений частями тела но, и движений психических. На самом деле, любое действие,  это сочетание психики и материи. Чтобы уметь четко отслеживать материю и психику, нужно каждый раз отслеживать "думаю", "воображаю".

Со всеми нами иногда случается странная и довольно неприятная вещь – в голове целый день подряд крутится назойливая мелодия. Что мы ни делаем, она все возвращается и возвращается в нашу бедную голову. Для того, чтобы, наконец, избавиться от этого, просто осознайте факт того, что вы «поете» либо, просто, факт наличия этой мелодии у себя в голове.

Через некоторое время выполнения этих «простых» упражнений ваше сосредоточение должно улучшиться. Ум не будет блуждать, а неподвижно установится на объекте созерцания. Вы уже медитируете. Главное нужно запомнить - отслеживается только два одновременных процесса материи и психики - объект и психическое состояние, отслеживающее объект.

   

Медитация  

   
   
© Йога в Абхазии. Йога лагерь Индра.