Лагерь  

   

Хатха йога  

   

А, еще!  

   

ДжайнизмАхимса

Джайнизм — религиозно-философское учение, возникшее я в 5 – 6 вв. до н.э., которое учит, что путь к освобождению и блаженству лежит через  безвредную, тихую жизнь и самоограничения.

Суть джайнизма - забота о каждом живом существе, живущем во Вселенной, для благоденствия самой же Вселенной.

  • Джайны верят, что животные и растения, а также человеческие существа имеют живые души. Каждая из этих душ считается равной по своей ценности и, поэтому, к ней следует относиться с уважением и состраданием.
  • Джайны являются строгими вегетарианцами и живут таким образом, чтобы свести к минимуму использование природных ресурсов.
  • Джайны верят в реинкарнацию и стремятся к достижению окончательного освобождения - что означает разрыв непрерывного цикла рождения, смерти и возрождения. После этого, душа навсегда уходит в состояние блаженства (самадхи).
  • Освобождение достигается путем избавления души от всех карм.
  • Джайнизм является религией взаимопомощи.
  • Три основных принципа джайнизма, три жемчужины – правильная, истинная вера, правильное знание и правильное поведение.
  • Высшим принципом жизни Джайн является ненасилие (ахимса).
  • Ахимса одна из 5 махаврат (5 великих обетов). Остальные четыре – не накапливать имущество, не лгать, не воровать, ведение сексуально сдержанной жизни (идеал - безбрачие).
  • Джайны делятся на два основных направления, секты - дигамбары ("одетые в небо" или "одетые в воздух"), дающие обет наготы и шветамбары ("одетые в белое").
  • Джайнизм не имеет священников, но есть монахи и монахини - люди посвятившие себя религии и ведущие строгий и аскетический образ жизни.

В соответствии с переписью 2001 года, большинство джайнов живут в Индии, около 4,2 миллионов человек. Однако, Оксфордский справочник мировых религий, опубликованный в 2006 году, говорит, что данные переписи могут показывать более низкое, чем истинное число последователей, так как многие джайны называют себя индусами.

Жизнь джайна регламентирована великими обетами для монахов и малыми для мирянОсновные правила: честность (сатья), отказ от воровства (астея), отказ от прелюбодеяния (брахма, брахмачарья), отказ от накопительства (апариграха), отказ от насилия (ахимса, анавасада).

В джайнизме признается шесть видов субстанций (дравья): живая душа (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условие движения (дхарма), условие покоя (адхарма), время (кала). Живой субстанцией считается только душа. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны называется джиной.

Образ Джайна это образ человека мира и доброй воли, полного вегетарианца, который верит в ненасилие (ахимса) по отношению ко всем существам, что кстати, является основой всех духовных практик Индии и, что прочно вошло в Индийскую психику. Величайшим проповедником современности принципа ненасилия был Махатма Ганди.

Джайнизм не приемлет большинство из ведических (индуистских) традиций. Это религия с ее собственными священными текстами  Джинов «Победивших душ».

Практика джайны

Может быть, больше, чем любые другие индийские религиозные традиции, джайнизм проникнут эмоциональной приверженностью к самостоятельности - человек сам, без помощи богов и потусторонних сил борется за освобождение души, за свободу от безначального, и, возможно, бесконечного, мирского рабства. Ни судьба (нияти, карма), ни боги не помогут. Даже Джай (свободная душа) в состоянии помочь только через свои учения. Если мыслить образно, то Джайны считают, что душа глубоко переплетена с материальным миром, так же, как золотая жила в горной породе.  Следуя логике этой аналогии, абсолютная очистка и освобождение души может быть достигнута, только при применении правильного метода очистки.

Степень продвижения человека к вершинам духовного пути, в том числе сам факт его желания достичь идеальной Джайна, зависит от степени религиозной практики, которой человек придерживается, особенно при различных самоограничениях. Для простых мирян это, например,  практика малых обетов (ануврата) - воздержание от дурных привычек и мыслей и другие, относительно слабые варианты реального Джайна обета «большого обета» (махаврата). Малые обеты в состоянии обуздать зло, привести человека к ведению добропорядочной и честной жизни, но они не могут принести человека к освобождению.

Для того чтобы понять основные ограничения Джайны в обычной жизни, а также те, которые применяются на более поздних этапах духовного пути, необходимо понять и изучить основной принцип  Джайна - ахимсы, ненасилия. Воздержание от насилия является основополагающим обетом джайнизма, из которого вытекают другие обеты: воздержание от лжи, воровства, чувственности и собственничества. Большое значение учению отказа от насилия было уделено, практически, в каждом из индийских учений, но никто не довел его до совершенства джайнов. Для них, это не просто первое среди достоинств, это СИЛА. Все остальное - просто следствие. Эта СИЛА оформляется в древних обет:

«Я буду воздерживаться преднамеренного или непреднамеренного уничтожения всех форм великих душ [души с двумя или более чувствами - раковины и улитки, обладают только двумя чувствами: осязанием и вкусом; такие, как муравьи и пиявки, имеют три чувства: осязание, вкус и обоняние; такие, как комары, москиты и пчелы, имеют четыре чувства: осязание, вкус, запах и зрение. Более высокоорганизованные животные, такие, как звери, птицы и человек, имеют пять чувств: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух.]. Пока я жив, я не буду убивать, я не буду создавать причины, чтобы убить. Я буду воздерживаться от всех видов деятельности которые могут привести к убийству. В убийстве не будет задействованы мои тело, речь и ум

Что же подразумевает ахимса на личностном плане? Во-первых – это отказ от негативных мыслей, эмоций: осуждение, гнев, обида, злость, ненависть, неприязнь, вспыльчивость, мстительность.Когда эти отрицательные мысли и чувства пресечены и не тревожат нас, тогда сила воли, души, духа накапливается и даёт нам очень много потенциала для самореализации.

Во-вторых – это отказ от насилия к самому себе, к своему телу, уму, сознанию. Люди перенапрягаются выполняя изнурительные упражнения, мучают себя сложными очистительными процедурами и диетами, употребляют наркотики и доводят себя до истощения различными религиозными обрядами.

Не разрушайте своё тело и психику. Перемены должны происходить постепенно. Работайте над собой разумно, без стресса, без агрессии, без боли. Расслабьтесь и дайте время своему телу и уму, чтобы перенастроиться и преобразовать себя.

   

Медитация  

   
   
© Йога в Абхазии. Йога лагерь Индра.